Хорошая морская практика — международное достояние, накопленное за столетия
О ней все говорят, но вы нигде не встретите её описания – ни в словаре Ожегова, ни в Википедии, ни в Энциклопедии. Но эта практика существует. Более того, в основных правилах судовождения – МППСС-72 – Правило № 8а ссылается именно на эту самую практику для предотвращения столкновений.

Давайте разберемся, что это такое, откуда взялась эта практика, и для чего бывает нужна.

В качестве краткого определения можно сказать, что хорошая морская практика – это здравый смысл плюс опыт поколений, помноженный на знания и примененный к месту.

Что же такое «хорошая морская практика»? Прежде всего, не путайте его с понятием «морская практика» – это предмет, который при подготовке изучают все, кто планирует выходить в море, посвященный практической стороне морской профессии.

А «хорошая морская практика» – это весьма обширная область практических знаний об обеспечении безопасного плавания и управлении судном.

Эти знания накапливались веками, не одним поколением моряков-судоводителей. Нынешние действующие уставы, правила и инструкции являются своего рода обобщением этого накопленного опыта, а своевременное выполнение всех этих правил и является соответствием требований хорошей морской практики. Соответственно, несоблюдение правил хорошей морской практики – это нарушение конкретных пунктов конкретных инструкций.

С другой стороны, само понятие хорошей морской практики намного шире, чем свод нормативных документов. Например, бывают и случаи, когда очевидного нарушения нет, но совершенно ясно, что виноват капитан, который принял неверное решение. Иными словами, хорошая морская практика – это не только правила, но правила, приправленные здравым смыслом.

Хорошая морская практика никогда не дает готовых и действенных рецептов на все случаи жизни, поскольку предусмотреть все возможные ситуации все равно невозможно. Решение приходится принимать в конкретных условиях – учитывая все особенности данной ситуации и предвидя ее возможные изменения.

Поэтому критерием для оценки действий в нестандартных ситуациях может служить только соответствие принятого решения тому, которое подсказывает коллективный опыт. Понятно, что одна и та же ситуация может иметь множество различных решений, но наилучшим решением будет то, которое позволит «вырулить» с минимальными затратами и рисками

На стоянке

Издавна сложилось так, что на судне капитан – главный, именно он устанавливает порядки, он отвечает за жизнь находящихся на борту, и его слово не подлежит обсуждению. По правилам этики:

Если вы стоите на причале, а в это время к нему подходит катер или яхта – предложите свою помощь в швартовке, выразите готовность принять конец. Естественно, со измерьте это со своими силами – если вы не сможете правильно заложить конец на кнехт – лучше просто придержать его в руках в случае штиля и небольшого размер судна.
В темное время суток используйте приглушенное освещение – яркий свет прожекторов на палубе помешает другим судам, которые двигаются в темноте при сете звёзд.
В движении судна

Основное правило хорошей морской практики в судовождении гласит: «считай себя ближе к опасности». Это значит, что не стоит недооценивать уровень той самой опасности. Лучше предпринять меры к предупреждению происшествия, которого не произойдёт, чем недооценить ситуацию и потерять над ней контроль.

По молодости я чуть не вышел на глисс на вёслах после того, как оказался между приближающимся теплоходом и толкачом на Волге. Решив проявить благородство, поздним вечером повёз на другой берег друзей, не взяв с собой ни рацию, ни запас бензина, ни сигнальные средства (расстояние менее 1 километра, больших судов в поле зрения не было). Когда возвращался обратно, на судовом ходу внезапно мотор заглох. Оказалось, остатки бензина из бака были перелиты друзьями в генератор, бензопилу и пущены на разжигание костра на берегу. Ракетница осталась в лагере, связи не было, из-за поворота показался сначала Волга-Дон, а затем с другой стороны – круизный теплоход. Хорошо, что были вёсла. В тот момент автор этих строк смог бы, наверно, обогнать «академичку» на четырехметровой ПВХ-лодке – настолько упорно хотелось грести и вернуться в лагерь единым куском.
Следует выходить на воду только на полностью экипированном судне: проверить заправку топливных и питьевых танков, исправность огней, средств радиосвязи и оповещения, спасательных и противопожарных средств, якорей и тендера – тузика.
Тузик на крупной яхте – это не только средство для того, чтобы сгонять на берег за добавкой спиртного – это ещё и основное спасательное средство, помимо спасательного плота. Помните об этом и всегда держите мотор тузика заправленным, а тузик – исправным и укомплектованным.
Не пренебрегайте безопасностью. На моторном судне всегда крепите чеку аварийной остановки двигателя на одежду или на запястье, а на парусной яхте – цепляйтесь страховочными карабинами за леера и соблюдайте правило: «одна рука – для яхты, вторая – для себя». Сообразно обстановке пользуйтесь жилетами. Современная экипировка достаточно удобна и практически не стесняет движений.
Если ваш поход имеет большую продолжительность во времени, вовремя сменяйте вахты. Однако смена вахты должна происходить только после завершения ответственных маневров и доклада обстановки заступающей команде.
Всегда ведите судовой журнал, даже выходя в подмосковные водоёмы. В случае чего – это будет ваш основной документ. И нужно стараться, чтобы по нему можно было определить ваше местонахождение в любой момент времени с приемлемой точностью.
Ещё одно правило, которое кажется очевидным, однако многие его игнорируют. При расхождении измените скорость до режима минимального волнообразования, старайтесь пройти как можно дальше от других судов. Иногда становится страшно, как сорокафутовые катера, именуемые сейчас моторными яхтами, проходят в переходном режиме между рыбаками на резиновых лодках. Или как происходит расхождение в том же Канале имени Москвы, когда от волны пятидесятифутовой «Принцессы» или «Першинга» у берега обнажается дно, а бедных яхтсменов с маленькими моторчиками чуть ли не выбрасывает на бетонную набережную.
Не стесняйтесь пользоваться радиосвязью, даже если у вас маленькая 17-футовая моторная лодка. Лучше, если о вашем присутствии будут знать на больших судах, и ваш маневр не будет неожиданностью для других. При вояжах в другой регион не забывайте уточнять, на каких частотах работают местные службы. Автор этих строк во время поездки на Чудское озеро был удивлён подозрительной тишине в эфире на 5 речном канале, и только после встречи с катером береговой охраны догадался включить морскую радиостанцию.

Водоотливные средства. Уделяйте должное внимание водоотливным средствами. На маломерных судах хорошо себя зарекомендовали переносные погружные насосы-помпы. Обязательно нужно иметь механические (с ручным приводом) насосы. Штатные водоотливные средства, если таковые имеются, регулярно опробуйте в работе и оставляйте их включенными в «дежурном режиме». Очищайте кницы для хорошего стока воды в шпациях и приёмные колодцы. Если нет штатного пластыря – предусмотрите, для заделки пробоины, использование солнечного тента, или другого полотнища. Регулярно проверяйте в работе сигнализацию поступления воды в корпус. Распределите между членами экипажа обязанности по тревоге «Борьба с водой». Каждый член экипажа обязан знать, где находятся (и как включаются) водоотливные средства (насосы-помпы) и как использовать подручные средства (чопы-клинья-пластырь). На случай порывов трубопроводов – подготовьте широкие и узкие резьбовые хомуты, мягкую резину на прокладки. Как средство для временной заделки течи трубопроводов — очень хорошо иметь бинт-резину (продаётся в аптеках). Регулярно проводите учения по борьбе с водой, особенно – перед выходом в рейс! Регулярно контролируйте наличие воды в корпусе, которая может поступать через различные технологические отверстия в корпусе судна, в зависимости от изменяющейся осадки…

Средства пожаротушения. Если на Вашей яхте не предусмотрено наличие штатных средств пожаротушения — укомплектуйте и поддерживайте в постоянной готовности противопожарные средства: кошму из асбеста в машинном отделении (найдите место для ящика с песком), углекислотные или порошковые огнетушители разместите в доступных местах по судну. Имеющиеся штатные средства и устройства пожаротушения – поддерживайте в постоянной готовности и периодически их проверяйте в работе. Регулярно проверяйте работу пожарной сигнализации, если таковая имеется. Ознакомьте членов экипажа и пассажиров с расположением огнетушителей и научите их ими пользоваться. Запрещайте курение на палубах и в каютах. Не выбрасывайте окурки за борт! Порывом ветра их может занести в иллюминатор Вашей яхты. Вообще – выбрасывать окурки за борт – признак низкой морской культуры. Не скупитесь на собственную безопасность! Пожар на воде – не то, что пожар на берегу – бежать тут некуда!