Тайминг  ПРАКТИКИ
Группа А (Утро)
07-00  шлюз № 7 вход в шлюз           Верхний бьеф Химкинского вод- ща     Водный стадион
12-00  шлюз № 8  выход из шлюза   Бьеф реки Москва                                       Алые Паруса

Группа Б (День)
14-00  шлюз № 8  вход из шлюза      Бьеф реки Москва                                       Алые Паруса
18-00  шлюз № 7 выход в шлюз         Верхний бьеф Химкинского вод- ща    Водный стадион


ПРАВИЛА ШЛЮЗОВАНИЯ 2013

On-Line запись

Советы бывалых  для новичков по шлюзованию.

1. Ожидая шлюзования, не стойте, где не велено. Лучше спросите у диспетчера, где ожидать. Рация всегда на приеме. Строго соблюдайте порядок захода в шлюз. Не крутитесь перед пароходами.
2. Заранее приготовьте швартовы, кранцы, отпорники, спасжилеты. Как только получите указание, каким бортом швартоваться, заводите швартовы, вешайте кранцы.
3. Кранцев много не бывает, вывешивайте все, что есть. Однако, кранец — последний аргумент. Доводить до касания кранцем стенки не нужно.
4. Следите за светофором. Если диспетчер говорит «заходите», а горит красный — лучше переспросите.
5. Следите за кормой впереди идущего (стоящего) парохода. Его тоже болтает и он подрабатывает винтами. Особенно опасен толкач с двумя гружеными баржами — очень длинный, и без подруливающих носовых машин. Чтобы двинуть состав боком он довольно сильно крутит, перекладывая рули. Не стесняйтесь попросить его «пожалеть маленького». Буруны за кормой парохода — сигнал для вас «ощетиниться».
6. Ошвартовавшись, старайтесь удерживать лодку параллельно стенке с зазором около метра. Течения постоянно будут или крутить лодку или протаскивать.
7. Если вас шлюзуют в одиночку, проситесь швартоваться ближе к середине камеры. Там меньше болтает.
8. Не торопитесь заходить и выходить. Пусть лучше вас подгоняют, чем размазывают по стенке.
9. Не идите в шлюзе самым малым ходом. Чем больше ход, тем лучше управляется лодка. Оптимальный вариант (при возможности) — подъехать к своему рыму с хорошим ходом и осадить реверсом. Если будете доползать самым малым — отожмет стенки.
10. Отдавать швартовы надо, когда корма последнего выходящего парохода будет проходить ворота. Отходите от стенки, сразу давайте средний ход и идите посередине камеры.
11. При прохождении каскада шлюзов, как правило сохраняется порядок и расстановка судов. Но лучше запросить подтверждения.
12. Вызывая шлюз при подходе не забудьте поздороваться, а покидая — поблагодарить диспетчера за шлюзование.
13. Если вас швартуют не к стенке, а к борту другого маломера, то швартовка, и сохранение матчасти — ваша обязанность. Только не пытайтесь переходить на борт другой яхты — держитесь руками, пока у вас не примут швартов.
14. Если вместе с вами шлюзуется маломер без рации — правило хорошего тона вести переговоры и за него.
Типовой диалог с диспетчером при шлюзовании яхты «Зайчик» в шлюзе № 25.
З. Шлюз 25 яхте Зайчик.
Д. Слушаю, 25-й.
З. Доброе утро! Яхта Зайчик, договор № 368, подхожу к вам снизу.
Д. Доброе утро. Яхта, сейчас камера наполняется. Становитесь у стенки, ожидайте. в 11 часов подойдет теплоход «Тургенев», за ним Окский, с ними вы пойдете.
……………….. слушаем переговоры с судами и наблюдаем их подход.
Д. Яхта, 25-му.
З. Яхта Зайчик на связи.
Д. Заходите за Окским-17, правый борт, 7-й рым.
З. Принял. Правый, 7-й. Тут подошла мотолодка ММЮ 24-35, без связи, просит разрешения на шлюзование.
……………….с этого момента все указания, касающиеся мотолодки вы передаете на нее голосом.
Д. Мотолодке правый борт 8-й рым.
…………. заходим, швартуемся.
З. Шлюз 25. Яхта Зайчик, мотолодка ошвартованы к шлюзованию готовы.
Д. Понятно…
………. ворота закрываются.
Д. Тургенев, Окский-17, яхты. Наполняю камеру, следите за швартовами.
З. Яхта Зайчик, понял.
Д. Навстречу вам будут Добролюбов, СТ-231 с единичкой и Волго-Дон-1427 у стенки.
…………………. камера наполнена, ворота открыты, выходим.
З. 25-й шлюз, яхта Зайчик. Спасибо за шлюзование, до свидания.
Д. Всего доброго.

Советчик — Михаил Савицкий

Еще советы:
1. Лодка заходит в камеру и не успевает дойти до своего рыма 2 метра, как стоящий впереди толкач с двумя «единицами» решает «крутнуть маленько». В результате струей лодку (Картер-30) отжимает от стенки и бросает к противоположной стене камеры. Результат — гнутый релинг и оцарапанный матрос. Другой аналогичный случай — лодку срывает со швартовов и бросает в закрывающиеся ворота. Кайф неописуемый! 8)
2. Во время эпизода № 1, баковый матрос, спасая матчасть, налег на деревянный отпорник, который треснул и острой щепой чудом не проткнул его насквозь.
3. Катер типа Ярославец отрывается кормой от стенки, становится поперек шлюза и начинает наваливать на три яхты, стоящие у противоположной стены лагом, грозя размазать их по стенке. В авральном порядке, в наполняющейся уже камере яхты бросают швартовы и расползаются по углам, как тараканы. Хорошо, у всех сразу завелись моторы.
4. Торчащая из стены чуть ниже ватерлинии арматурина слишком поздно замечена. Сквозной дыры нет, но на корпусе — глубокая царапина.
5. Выход из шлюза. Рулевой (каюсь, это был я) на несколько секунд отвлекается на уборку кранцев. За это время течение ставит лодку идущую малым ходом, почти поперек. Результат — вырулить не успел, приложились к бетону привальником. Еще секунда и влупились бы штевнем.
6. Мотор «Ветерок» (не к ночи будь помянут) заглушен после швартовки к рыму, а при выходе отказывается заводиться. Случай не столько опасный, сколько неприятный. Протягиваться вдоль стенки и выгребать веслом и враскачку из шлюза под вопли диспетчера «Сейчас закрою ворота и будете до конца навигации тут шлюзоваться туда-сюда» — то еще удовольствие.
7. В шлюзе возникает стоячая волна. Лодка (четверть), раскачавшись, бьется краспицей о стенку. Краспица погнута.

Советчик — Михаил Савицкий

Мы например шлюзуемся так.
Вяжем две беседки на двух концах и задаем одним концом на рым, а другим на лодку (один на нос, другой на корму). Беседки вяжутся большие, чтоб легко накидывалась на рым и снималась. Лодку близко к станке не подтягиваем, а держимся от нее в 1.5 метра, одерживают лодку 2 матроса — один на корме, другой на носу.
Прижиматься к станке опасно по нескольким причинам:
Арматура торчащая из стены.
Если заклинит рым, то будет время среагировать, поскольку сначала будет выбираться длина концов и вас просто будет подтягивать к стенке.
От стенки могут отваливаться небольшие косочки бетона.
Она грязная и кранцы, особенно белые потом не отмыть.

Советчик — Андрей Панюшкин